Функциональная грамотность — это способность человека
использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения
и социальных отношений.
В качестве основных составляющих функциональной
грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная,
финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление.
Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и
взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать
письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую
позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Математическая грамотность
Способность формулировать, применять
и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять
математические рассуждения; использовать математические понятия
и инструменты.
Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере
финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению
качества жизни.
Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе
выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного
выражения воображения.
Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и
ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с
людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных
лиц в решении глобальных проблем.
Цель программы – качество образования, которое
характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании
качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном
исследовании качества математического и естественнонаучного образования
(TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке
образовательных достижений учащихся (PISA).
Электронный банк заданий для оценки функциональной
грамотности
Повышение
квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
Вебинары для педагогов по формированию
функциональной грамотности
Учительская — бесплатная программа развития
педагогов от Яндекс
Методические
рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной
грамотности:
Методические рекомендации для
учителей и родителей «Что значит быть грамотным в XXI веке»
Сборник информационных
материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
Формирование функциональной
грамотности
Рекомендуемые
электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской Академии наук»